Фон:
Текст:
17931
4

18 марта 2017 в 12:22
17931
4

Знакомство с автором

17 марта в ленинградском «Доме книге» прошла встреча с известным русским публицистом и политическим деятелем Эдуардом Лимоновым, где он представил свою новую книгу «…и его демоны», ответил на волнующие слушателей вопросы и провёл автограф-сессию.


18:55. Тщетно пытаюсь протиснуться сквозь толпу людей в загроможденном Зале искусств «Дома книги» на Невском, чтобы хоть краем глаза увидеть тот кусочек зала, где через 5 минут своими мыслями с возбуждённой толпой слушателей будет делиться небезызвестный Эдуард Лимонов. Слишком поздно осознаю, что приходить надо было раньше. Кое-как мне удаётся пристроиться между крепкой людской стеной, состоящей преимущественно из представителей сильной половины человечества, и высокими календарными стеллажами. Сцены не видно. Понять, на ней ли уже виновник собрания — невозможно. Вдруг какой-то мужчина слева от меня радостно кричит в трубку: «Эдичка, здравствуй, я уже здесь — народу у тебя много, мне к тебе не протолкнуться…» Спустя несколько секунд молчания, подытоживает: «Хорошо, удачи, до завтра», — затем вешает трубку и со вздохом растворяется в поджимающей его сзади толпе. Так я понимаю, что на сцене Эдуарда Вениаминовича ещё нет.


18:59. Пока есть время подумать, что я собственно здесь делаю и не стоит ли тоже развернуться и уйти куда-нибудь навстречу более прохладным температурам и свежему воздуху. Но один авторитет посоветовал… К тому же отступать всё равно некуда. Аргументы «за» вкупе с любопытством одерживают верх.

19:00. Обычно у нас никогда ничего не начинается вовремя, но эта встреча меня приятно удивляет. Откуда-то издалека раздается голос ведущего, затем другой голос, чуть более тихий и немного с хрипотцой. «А вот и он!» — думаю про себя я и не ошибаюсь. Итак, занавес поднят, действие начинается. Я не без труда достаю из сумки фотоаппарат, чтобы сделать пару кадров на память и получше рассмотреть писателя (пусть и на экране фототехники). Убираю камеру обратно и начинаю внимательно следить за происходящим на импровизированной сцене.

Занавес поднят, действие начинается.
Занавес поднят, действие начинается.

На презентацию своей новой книги у Эдуарда Вениаминовича уходит не более двух минут: немного сбивчиво, немного с юмором, простым и понятным языком, чего почему-то не ждёшь от столь известного автора и политического деятеля, он рассказывает о протагонисте своего нового произведения. «Не герой, а, как сейчас модно говорить, протагонист!» — подчёркивает публицист.

Затем настаёт время нескончаемой вереницы вопросов из зала. Всё должно быть по-честному, поэтому вопросы на передаваемых из отдалённых уголков зала записках чередуются с «живыми» вопросами. Про его новую книгу писателя спрашивают лишь раз: «Почему, собственно, демоны? Почему не какой-нибудь символ добра?» «Да кого сейчас интересует добро? Читателю всегда интереснее силы зла. Даже в балете „Лебединое озеро“ взгляды к себе приковывает не белая лебедь, а чёрная!» — с ухмылкой отвечает автор. Зал одобрительно кивает… Затем спрашивают про политику: в основном зрителей интересует отношение писателя к украинскому конфликту. На все вопросы «Эдичка» отвечает довольно кратко, но по делу и, как я уже успеваю понять, со свойственным ему юмором. Так, Украину он сравнивает с женой олигарха, которая пришла в одном тонком платье, а потом ушла, забрав себе всё, что смогла унести. Так же он проводит параллель с империей, которая владеет несколькими колониями, которым она отказывается дать независимость. Здесь речь, конечно же, идёт, например, о Донецкой области, для 94% населения которой родным является русский язык. «Не существует украинской или русской группы крови. Их всего 4 — они для всех народов стандартные. Но язык… Вспомните радистку Кэт, которая, рожая, кричала 'мама'!» — подчёркивает Эдуард Вениаминович важность языка в определении принадлежности человека к той или иной группе.
«Одобряете ли Вы присоединение Крыма к России, а то многие осуждают это событие. Макаревич, например!» — бойко спрашивает одна из поклонниц творчества писателя. «Да кто этот Макаревич?! — ехидно спрашивает Эдуард Вениаминович. — Вот Шекспир одобряет?» «Шекспир… — тихо доносится из зала. — Шекспир молчит, а молчание — знак согласия!». Продолжая эту тему, публицист признаётся, что присоединение Крыма — это единственный поступок «повзрослевшего» Путина, который он полностью поддерживает. Что касается остального, то на Украине можно было бы сделать больше: «Если бы Владимир Владимирович захотел, то не было бы сейчас на Украине этой власти. Не было бы Порошенко. И на Донбассе было бы всё спокойно. Но вот не захотел…» — с сожалением признаётся Эдуард Лимонов.
Что касается, дальнейшего развития России… «О каком развитии может быть речь, когда 75% ресурсов страны принадлежит менее чем 1% населения! Пока не уберём вопиющее неравенство между людьми, ни о каком развитии страны в лучшую сторону речи быть не может!» — возмущённо заявляет Эдуард Вениаминович.
«Как Вы относитесь к тому, что из-за названия Вашу партию сравнивают с фашистами?» — бесстрашно интересуется кто-то из толпы. «Так, партию мы ещё в далёком 2010 году переименовали, — спокойно замечает Эдуард Вениаминович, — а Вы, похоже, как Спящая красавица, всё проспали. А что касается сравнения с фашистами, так национал-большевики при Гитлере ещё в тюрьмах сидели, они с ним ничего общего не имеют». На этом вопрос и закрыли.
Внезапно кто-то спрашивает про Ленина. «Ленин — величайший человек, если судить по его воздействию на ход мировой истории. Говоря современным языком, он был отличным менеджером!» — без доли сомнения в голосе отвечает писатель.

- Пока не исчезнет вопиющее неравенство между людьми, ни о каком развитии страны в лучшую сторону речи быть не может!
- Пока не исчезнет вопиющее неравенство между людьми, ни о каком развитии страны в лучшую сторону речи быть не может!

19:45. В очередной раз с сожалением замечаю, что моя правая нога затекла, а на левой снова удобно разместился ботинок соседа. Не выдерживаю, покидаю толпу и иду бесцельно бродить среди нескончаемых рядов книжных полок… Неожиданно оказываюсь на втором этаже здания и нахожу десяток изобретательных зрителей, которые приютились у низенькой арочки с видом на первый этаж: сидя на маленьких детских стульчик или стоя, согнувшись в три погибели. Из любопытства присоединяюсь к ним и успеваю как раз на последний, но актуальный вопрос о том, что Эдуард Вениаминович думает по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ. В ответ писатель рассказывает историю создания собора, что строили дескать крестьяне, а церковь ни копейки в него не вложила, однако ж до 1917 года умудрилась им владеть. «Но до этого люди были безграмотные», — оправдывает их господин Лимонов. Из этого уже можно заключить, что поддерживать передачу собора в планы деятеля не входит.


20:00. Ведущий объявляет о начале автограф-сессии. Очередь выстраивается до самого выхода из магазина. Простые посетители, с ужасом взирая на извивающуюся толпу, думают, что это очередь в кассу. Когда понимамют, что ошиблись, облегчённо вздыхают и продираются к одиноким кассовым аппаратам. Замечаю, что жаждущие получить подпись любимого автора в основном принесли книги с собой, менее же подготовленные в панике бегают по залу в поисках стенда с его знаменитыми произведениями. «Там… на столе рядом с Эдуардом Вениаминовичем… Всем хватит!» — успокаивает проходящая мимо продавщица. Я же в смятении: с одной стороны, и автограф получить хочется, с другой — смотрю на бессердечно наклеенные на обложках книг цены, и понимаю, что вариант покупки сего произведения для бедной студентки можно даже не рассматривать. Да и не факт, что я когда-нибудь его прочитаю… Нахожу золотую середину, бегу покупаю первый попавшийся блокнот с более или менее красивой обложкой и гордо становлюсь в очередь, чей хвост уже постепенно ползёт к центру зала. Очередь продвигается на удивление быстро, хотя кто-то подписывает не одну книгу, а больше, а с кем-то Эдуард Вениаминович успевает перекинуться и парой реплик. У каждого он обязательно интересуется, как именно подписать ему книгу — просто поставить подпись, адресовать лично или же просто поклоннику. Внезапно я оказываюсь перед Эдуардом Вениаминовичем в окружении охраны и ещё многочисленных зрителей, которые видимо ждут удачного момента сфотографироваться с писателем. С интересом ожидая реакции, кладу перед ним блокнот. Эдуард Вениаминович удивлённо поднимает брови: «Вам номер телефона или как?» Один из охранников, смеясь, замечает: «Тогда уж лучше адрес!» «Подписи будет достаточно,» — с улыбкой парирую я. Он расписывается и протягивает мне блокнот. Поблагодарив, я ретируюсь к выходу, ловя на себе любопытные взгляды ещё ждущих своей очереди зрителей.

20:15. Выхожу на пестрящий огнями шумный Невский, где назойливо моросит весенний прохладный дождь. Пробираюсь к метро, параллельно читая в интернете биографию писателя и политического деятеля, на чей встрече я только что побывала. «Интересный всё-таки человек, — думаю я про себя, — с неоднозначной биографией, но с логичными мыслями и близкими мне идеями. Пожалуй, стоит к нему присмотреться», — резюмирую я этот вечер, спускаясь в подземные дебри метро.

Эдуард Вениаминович удивлённо поднимает брови: Вам номер телефона или как?
Эдуард Вениаминович удивлённо поднимает брови: Вам номер телефона или как?

Игорь Борщевский
Да уж присмотреться есть к чему,вечный провокатор,сделавший на этом свою карьеру.
21 марта 2017 в 08:05

Жанна Бурмистрова
Игорь, Неординарный человек. Я бы так сказала.
23 марта 2017 в 23:42
1

Olga Zhizhileva
Игорь, Ну, так - тихие, спокойные и без претензий обычно далеко не пробиваются. :)
26 марта 2017 в 12:14

Александр Петрушин
Olga, это точно, чтоб стать всемирно известным писателем нужно много трудиться, и не только за письменным столом - нужно убедить и издателей, что написана талантливая вещь, и читателей - что нужно покупать изданную книгу потому что автор говорит важные вещи. и у Эдуарда Вениаминовича всё получилось.
12 декабря 2018 в 17:07

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!