«23 июля. Мы общались с ней стихами. Это был единственный способ. Складывалось ощущение, что на этой планете мы должны были лишь познакомиться…»
Для кого-то Александр Петров — это исключительно Гамлет в театре им. Ермоловой, кому-то он известен по нескольким популярным российским телесериалам, кто-то мог заметить его лишь после нашумевшего в этом году фильма Фёдора Бондарчука «Притяжение», а кто-то просто любит, как он читает стихи. Так или иначе,
Начитавшись боготворивших спектакль отзывов, я шла в A2 Green Concert с чувством какого-то переполняющего меня восторга и надежды… Оправданы ожидания, к сожалению, оказались не в той степени, в какой я рассчитывала. Может, мне просто нужно ещё немного времени, чтобы хорошенько осмыслить всё произошедшее… Может быть.
Хотелось бы сразу уточнить, что я ни в коем случае не разочаровалась в Александре Петрове как актёре и не стала меньше восхищаться безусловно присущим ему удивительным талантом. Нет. Дело в том, что я в восторге от всех составных частей программы по-отдельности, но спектакль в целом не нашёл во мне совершенно никакого положительного отклика. Я с упоением следила, как Петров произносит свои монологи, с каким надрывом и самоотдачей читает свои стихи и стихи Маяковского. Петров, как и его герой, не существует где-то посередине эмоционального спектра — он либо взмывает к вершинам беспредельного счастья, либо проваливается в бездну неумолимо пожирающих его отчаяния и злости. Каждую эмоцию он проживает до конца, не боясь показаться смешным или отталкивающе безобразным. Это его стиль — стиль, который цепляет. До дрожи. Его стихи проникают в самую душу, и ты чувствуешь, как нервы Маяковского мечутся не только в стихотворении, нет… вот они — здесь, в этом зале, внутри каждого зрителя, внутри тебя. После этого ты уже не можешь слушать эти стихи в другом исполнении, тебе что-то кажется неправильным, не тем… И в голове непрестанно звучит единственно верный для тебя надломленный голос Саши Петрова: «У нервов подкашиваются ноги…», а перед глазами стоит он, чуть не падающий вслед за нервами от изнеможения на сцене…
Однако действие происходило не только на сцене. В «живые» монологи лаконично вплетались видеоряды с Сашей Петровым и девушкой в роковом красном платье, той самой виновницей всех бед главного героя — Ириной Старшенбаум. Под музыкальное сопровождение невероятной костромской группы «Ocean jet» они представляли собой идеальное дополнение ко всему происходящему на площадке.
Однако этого идеального, на мой взгляд, было слишком много. Во второй половине «живой» Петров всё больше оттеснялся на второй план… Несмотря на происходящее на экране я зачастую ловила себя на том, что мой взгляд непременно возвращается к прячущемуся в комнате-клетке или прогуливающемуся в этот момент по сцене-подиуму Петрову. Хотелось видеть и слышать его настоящего, а не того, который на экране. Кстати на этом ловила себя не только я, но и добрая половина зала. Дело в том, что полюбоваться на Петрова в видеоформате можно в любое время и в любом месте, был бы интернет. А вот увидеть его живого, на расстоянии вытянутой руки, обнажающего свою душу перед многосотенной толпой, заглянуть в его страдающие пронзительно голубые глаза… Такое, согласитесь, случается не каждый день. И даже не каждый год.
Что же касается сюжетной линии и того пункта, что же у меня не сошлось… С самого начала, когда истекающий кровью герой Петрова, душераздирающие крики которого, думаю, были слышны даже за пару километров от концертного зала, медленно полз через толпу ошарашенных зрителей по направлению к сцене, было понятно, что история любви зрителя ожидает весьма трагическая. Однако сюжета я-влюбился-в-жену-влиятельного-бизнесмена-который-обо-всём-узнал-и-убил-нас-обоих я почему-то совершенно не ожидала. Если убрать лиричное вступление и строки про то, что «складывалось ощущение, что на этой планете мы должны были лишь познакомиться», то история получается очень даже жуткая. В духе Аль Капоне или, на худой конец, детективных сериалов по НТВ. Если же подойти к сюжету с лояльно-философской точки зрения, то я бы сказала, что Петрову удалось показать любовь такой, какая она есть на самом деле, не возвышая её до невозможных пределов, как это обычно делается в литературе или романтических фильмах. Он смог изобразить эту любовь земной, но в то же время возвысить в конце. После смерти. Хотя кто сказал, что земная любовь и при жизни не есть нечто возвышенное? В общем, всё как-то неоднозначно. По крайней мере для меня.
Подводя итоги: я в невыразимом восторге от актёрской игры Александра Петрова, в восторге от космической музыки «Ocean jet», в восторге от технической стороны спектакля и пространственного оформления сцены. А остальное — это, как говорится, уже мелочи. И ведь всё равно отрицательные моменты постепенно выветриваются, и в памяти остаются лишь позитивные чувства и эмоции, которые с каждым днём превращаются во всё более отдалённые, но приятные воспоминания. Да будет так.